Достану, что смогу из Яндекса
Революция желтых ботинок
1.Простые парадоксы "Браво"
Когда в начале восьмидесятых сытая и одетая в кумач и каракуль Москва наслаждалась концертами в честь Дня милиции, рэпом Больших демонстраций и блюзом Грандиозных похорон, Женя Хавтан был апологетом Тишинского рынка, где группа "< Браво >" одевалась от шляп до < ботинок > на общую сумму сто рублей. Когда в небо взвились триколоры, на улицы хлынула революционная толпа и Кинчев кричал "Мы вместе!", "Браво", словно назло, выбросили флаг Большого стиля - с тромбонами и трубами, с огромной сценой зала "Россия" и преклонением перед Гагариным, старыми радиолами и гимнами о стилягах. Сумасшедшую Агузарову сменил благовидный и приятный во всех отношениях сибарит Сюткин, которому так идут командирские часы и бритва "Жилетт".
Прошли годы. Страна обросла полипами банков и фондов, "Мерседес" стал русским национальным автомобилем, а бывшие кумиры перестройки погрузились в сироп восхищения старыми песнями. (Кстати, "Старая песня о главном" вообще-то строчка из ранней сентиментальной баллады "Браво", только Жанна пела про "новую песню...".) И в это время Хавтан выводит группу на политую дешевым пивом сцену знаменитой рокерской "Горбушки" - жесткие ритмы и кожаные штаны стали их новым контрапунктом эпохи, полностью лишенной стиля и утонувшей в объятиях сплошного бесформенного Киркорова. А когда безумно популярной стала музыка, подобранная Квентином Тарантино для "Криминального чтива", выяснилось, что "Браво" опередили эту моду недели на две, как всегда сыграв как будто из-за такта...
И вот теперь новый альбом с вызывающе простым названием "Хиты о любви". Он существует пока в виде демонстрационных кассет с надписанными от руки названиями песен. Сам диск появится весной.
Группе пятнадцать лет, и она собирается в огромные гастроли по семидесяти городам бывшего СССР. Одна песня записана с бывшими солистами - голоса Жанны и Валерия хорошо слышны на фоне Роберта Ленца - солиста, которого до сих пор считают новым и с появлением которого группе сулили полный провал. Провала не произошло, и ящерица "Браво", сбросив кожу, радует, а многих и раздражает своей неповторимой грацией и чувством ритма.
Как сочетаются безукоризненная стильность и профессионализм на сцене с безумной жизнью страны, в которой то война, то черный вторник, и оба эти качества - стиль и знание своего дела - скорее жупел?
- В том-то и дело, что мы меняемся, - говорит Евгений. - Я ищу золотую середину. Сейчас, когда записан новый альбом, ты услышишь - это спокойные, романтические баллады, более приземленные, что ли. И за эту перемену стиля нас многие ругают. Конечно, когда мы записали "Оранжевый галстук", все от нас ждали еще несколько "Оранжевых галстуков". Когда был "Московский бит" - люди ждали очередного "Бита". А мы стали другими. Когда все меняется, бывает такой испуг - группа потеряет стержень. И когда я отобрал для альбома двенадцать гитарных баллад, музыканты были против - мол, альбом получается явно некоммерческий.
Я не боюсь этого. Нет того безудержного веселья, к которому привыкли люди в предыдущих альбомах. И я говорю начистоту - в нашей новой музыке нет ничего коммерческого.
Конечно, перемены отпугивают зрителя, и мы расстались со многими нашими старыми слушателями, самыми консервативными. Но популярная музыка, которой я занимаюсь, возможна только в молодежной аудитории, я не хочу, чтобы концерт превратился в заседание Госдумы, правильно? И вот нас снова слушает молодежь, и я этим очень доволен...
2. Поколение промокашек
У Хавтана самый маленький в Москве джип, самые тонкие усики и самый большой опыт водить за нос запутавшихся в ликах и личинах журналистов, называющих образ - имиджем, а пьянку - презентацией. Вообще-то все просто - Евгений говорит нормальным русским языком, не корчит рожи, поступает логично, в музыке ценит музыкальное, в человеке - человеческое, в товарах народного потребления - качество, а не цену. Такие люди, к сожалению, часто кажутся загадочными и даже высокомерными.
За иллюстрацией долго ходить не надо. Наша встреча должна состояться в том самом маленьком джипе у Рижского вокзала. Мы паркуемся рядом, пересаживаемся к Евгению и говорим ровно час, и ни минутой больше, затем разъезжаемся. Я думаю, что Интерпол дал бы десять баллов за стиль. "Ошибка резидента", "Вариант "Омега". Штирлиц с Борманом. Отличие в том, что можно попросить: "Подожди, я перемотаю пленку". На самом деле все просто - по дороге из магазина на концерт, почему бы не поговорить без церемоний, в машине? Я сразу вспомнил, как однажды для короткого разговора с Бари Алибасовым я высидел убийственную презентацию в ресторане, где чашка кофе стоила тридцать тысяч, затем долго кружил по городу в длинном белом кадиллаке в компании "на-найцев", ознакомился с зимним садом и пожал руку нескольким охранникам и мажордомам...
Впрочем, простите, мы говорили о молодежи. А понятна ли она, если ты для нее играешь, а тебе за тридцать?
- Я пытаюсь их понять, - с энтузиазмом продолжает Хавтан, - я стараюсь с ними общаться, у нас есть поклонники - совсем юные, - мы их приглашаем на концерты, разговариваем. Но если честно, понять их до конца невозможно. Им нравится наша музыка, но вряд ли мы уже будем говорить на одном языке, это все-таки другое поколение. Но я уверен - интуитивно они чувствуют энергию нашей музыки и задор, который есть в музыке, и это главное.
Конечно, что-то мне в них не нравится. Может быть, я не прав, но мне кажется, они просто хуже воспитаны. Может быть мода сейчас такая? Конечно, они более раскрепощены. Я-то прошел все три эпохи - я застал и подполье, и безысходность, и времена безумного кооперативного чеса, который погубил, кстати, концертную жизнь в стране, и нынешние времена клубной культуры, музыки техно и хаус. Я думаю, молодежь можно разделить на две части - та, которая просто поддалась этой моде на техно и вряд ли серьезно слушает музыку, вряд ли находит что-то для себя в ней, а просто идет вместе со всеми по течению, из них процентов только десять серьезно слушают музыку. И другая молодежь, которая пытается найти в музыке что-то музыкальное, - это в основном студенты, люди с широким кругозором, те, которые есть в каждом городе, они даже не знают, что происходит, например, в телевизоре, им это неинтересно, они слушают качественную музыку и общаются между собой на эту тему.
Основная же масса просто поддалась моде - на винил, на синтетические наркотики, считается просто модным прийти в клуб, съесть эту промокашку... Причем в России ведь все это доходит до беспредела. Кстати, в Лондоне я такого безумия не видел. Мы были в нескольких дискотеках - туда ходит небольшое количество состоятельных людей, а на окраинах, в демократичных клубах, играют гитарную музыку. Кстати, хотя я и стараюсь относиться объективно ко всем направлениям, в техно-музыке я, как правило, ничего не нахожу для себя. Может быть, это что-то старческое, но вот, например, эсид-джаз, трип-хоп для меня очень интересны. А техно - просто набор звуков, который люди воспринимают, закинувшись наркотиками. И вся эта психоделия - просто мода, вернувшаяся из начала семидесятых, когда были все эти хиппи, которые сами по себе оказались просто коммерчески успешной модой.
3. Никогда не верь хиппи
"Браво" никогда не вливались в социальные движения, революционные колонны, и Хавтан до сих пор сторонится политиков. Когда к нам в редакцию приезжал Михаил Сергеевич Горбачев специально для встречи с людьми этого поколения - я специально звонил Евгению, чтобы пригласить его на встречу, но он вежливо отказался.
Аполитичные люди в России раздражают. Я слышал немало нелестных слов о Хавтане от социально активных деятелей рок-движения во время перестройки, когда нам обязательно было нужно всех отправить стройными рядами на баррикады.
Но в каких словах было больше движения к свободе: "Мы стояли слишком гордо - кирпич в стене" или "Ах, эти желтые ботинки, несутся быстро по асфальту..." - вопрос риторический.
Обманчив и "буржуазный" облик группы - у какого оголтелого критика поднимется рука причислить их к нынешнему толстому-претолстому слою попсы? Музыкально они слишком качественны, энергичны и профессиональны, слишком мощен тот самый стилистический стержень, который они сами так боятся потерять... В стиле жизни они слишком в стороне от аляповатой, назойливой, крикливой тусовки, жрущей на экранах телевизоров и поющей в местах общественного питания. Посидеть в недорогом клубе (Евгений называет "Пропаганду" и "Шестнадцать тонн"), выпить кружку пива под выступление молодой группы, обсудить последний альбом Бека или группы Gene с молодым басистом (большим, кстати, меломаном, что в попсовой среде, как это ни смешно, было бы странностью) - излюбленный отдых. Может быть, такие музыканты, как "< Браво >", - прообраз той богемы, которой так не хватает обществу, - независимой, неангажированной, свободной и профессиональной, сначала думающей о музыке, а потом, когда музыка уже- состоялась - о деньгах. Мне кажется, в случае с "Браво" дурацкий вопрос о тех, кто "заказывает музыку", легко и непринужденно снят.
Но как же так - популярная музыка, но не попса?
- Кстати, о хиппи, о роке. Я считаю правильным выражение - "rock is dead" (рок - мертв). Не рок-н-ролл - веселый зажигательный танец, определенная музыкальная культура, а тот рок, который играли мрачные длинноволосые люди с гитарами. Мы никогда не были рок-группой. мы принадлежим поп-культуре, а самой великой поп-группой были "Битлз". Рок-н-ролл, который мы играем, - это < революция > против родителей, это танцы до упаду, это поцелуй в папиной машине... А тот рок, который я отрицаю, связан с длинными грязными нечесаными волосами и наркотиками. Я всегда отрицал длинные волосы. В свое время, когда было трудно с пластинками, в окраинной школе я начинал с Deep Purple и Black Sabbath (понятно, что в любом рабочем районе, чем сложнее жизнь, тем тяжелее музыка, которую слушают), и с тех пор у меня осталась четкая ассоциация того рока с этой беспросветной жизнью. И теперь, когда выросло новое поколение, эти длинноволосые с гитарами на сцене воспринимаются как птеродактили.
Я в музыке романтик. Для меня из всей отечественной музыки восьмидесятых главный герой - это Виктор Цой, его музыка, его романтика, его культура музыкальная и чутье. Таких не было и нет. "Кино" - это тоже поп-группа, как бы ни говорили, что это рок. Типичная высококачественная поп-группа.
Сейчас счастливая звезда выпала группе "Мумий Тролль". Конечно, у меня к ним есть вопросы, но повезло им справедливо. Если меня спросят, я скажу - я за это. Но я не сомневаюсь, что есть группы и более талантливые, просто они менее счастливые или далеко - в Краснодаре, Красноярске, Тюмени, в отличие от такой группы как "Мечтать". Я их давно знаю, они из Николаева, приносили кассету, играли приджазованную музыку, и я им говорил - делайте вот это. Но нет, они пошли другим путем, записали "Шизгару", показали ее по телевидению, и все, и пропали...
Но пока ситуация на телевидении не изменится - молодым группам ничего не светит.
И вот тут наш разговор "упал" в ситуацию на телевидении, в размещение клипов, во взятки и беспросветную судьбу музыкантов, которым приходится постоянно за все платить, подбрасывая угольки своего таланта в кошмарный тигель безумного "останкинского монстра".
Я думаю, эту часть разговора мы опубликуем отдельно, очень не хочется разрушать легкую оптимистическую интонацию этой встречи, когда Женя был полон надежд и с удовольствием рассказывал и показывал, какую обложку он хочет сделать для "Хитов любви", и какие видеоклипы им бы хотелось снимать, и как скоро поедут они по Украине и Прибалтике, Сибири и Белоруссии с Жанной и Валерой, и с новой программой, которая называется скромно - "Бравомания".
Олег Пшеничный ("Новая газета" №8(480) 2-8 марта 1998 г.)
Евгений Хавтан орошает дачный участок ("Антенна",1998 г.)
Сегодняшний собеседник - человек, являющийся бессменным руководителем коллектива, который вот уже пятнадцать лет не перестает быть популярным. Лидер группы "Браво" - Евгений Хавтан.
- У вас была в детстве "одна, но пламенная страсть"?
- Любили играть в трясучку (на деньги).
- А сейчас, когда вы стали старше?
- В бадминтон. Часто играем в него у меня на даче.
- Ваши любимые люди?
- Жена Марина, дочь Полина и пудель по кличке Чак.
- Чем угостились сегодня на завтрак?
- Сегодня завтрак у меня был в обед. Угостился борщом, котлетами и компотом. Приготовила все это жена Марина.
- Как дела?
- Работаю над орошением дачного участка. Это помогает прийти в себя после выпуска нашего последнего альбома "Хиты про любовь".
- Звезда для звезды.
- Счастливая. А по знаку зодиака я - Весы.
- Какую книжку читали вчера на ночь?
- Сказки Андерсена. Читал их для дочки Полины.
- Телевизор вообще смотрите?
- Смотрю все подряд, когда хочу заснуть.
- А как насчет музыки?
- В последнее время очень люблю слушать музыку, написанную к различным фильмам ("саундтрэки").
- "На том же месте в тот же час". Есть такой час и место - любимые?
- Очень люблю вечернее время. А место? Планета Земля.
- Если бы вы были Робинзоном... Что нужно на необитаемом острове для счастья и сколько вы там выдержите в одиночестве?
- Хотелось бы взять с собой близких мне людей. Хотя в одиночестве смогу выдержать достаточно долго, до тех пор, пока ... не захочу есть.
- А еще о вас болтают...
- Что "Браво" играет рок-музыку.
- Через сто лет о вас скажут...
- Что жил такой музыкант, который написал песню "< Желтые > < ботинки >".
- Когда заводятся "лишние" деньги, вы их тратите на ...
- На себя, любимого, и на близких мне людей.
- Не забыть бы до конца ХХ века...
- Хорошо бы дотянуть до 2000 года...
- В последнее время вас что-то потрясло, ошеломило, озадачило?
- Выставка шведского скульптора Милеса.
- Встречный вопрос.
- В качестве кого я хотел бы поработать в дополнение к работе в группе "Браво"? Написать музыку к какому-нибудь кинофильму.
Евгений ХАВТАН: КАК ЗАСТАВИТЬ ПУБЛИКУ КРИЧАТЬ "БРАВО!"
Грандиозный тур "Бравомания" по 35 города России, Прибалтики и Белоруссии стартует в начале весны. Жанна Агузарова, Валерий Сюткин, Роберт Ленц, Евгений Хавтан - четыре звезды выступят на одной сцене в честь пятнадцатилетия группы "Браво". Солисты менялись, но живучесть популярного коллектива оказалась просто феноменальной. В чем же секрет их успеха? Точнее - в ком? Скорее всего в неугомонной "фабрике звезд" - лидере-основателе Евгении Хавтане.
- Женя, каждый из прежних солистов "Браво" на какое-то время становился частью твоей семьи. Разрыв с ними, наверное, похож на развод. Как это сказалось на тебе?
- Конечно, болезненно! Но после того, как кто-то уходит, всегда есть возможность сделать все по-новому. Я очень люблю менять что-то в своей жизни. Торчать пять лет на одном месте и делать одно и то же мне неинтересно. А удержать человека, когда он хочет уйти, невозможно. Я - фаталист и верю, что так и должно быть.
- Ваш последний альбом, а особенно его заглавная песня "Серенада 2000", рассчитан на совсем юную публику. Тебя не пугает, что вы становитесь все старше, а фэны - все младше.
- Наоборот, радует! "Битлз" в свое время нравились и пятилетним детям, и шестидесятилетним домохозяйкам. А я в пять лет слушал Муслима Магомаева - тоже неплохо!
- Как тебе удается на протяжении всего этого времени сохранять узнаваемость группы?
- Стиль "Браво" - это моя музыка плюс индивидуальность тех людей, которые работают со мной в данный момент. И, конечно, чутье - моды, дизайна, музыкальных веяний. Я никогда не писал музыку на заказ, хотя многие известные поп-артисты просили. Для меня не важен материальный расчет, выверенность мелодии - станет она шлягером или нет, в этом есть определенный риск, но я хочу делать так, как чувствую. Вот основное отличие рок-н-ролльщиков от поп-артистов. Рок-н-ролльщики пишут слова и музыку сами, потому у них все выглядит гармонично. Для поп-звезд мелодию пишет один, слова - другой, костюм шьет Юдашкин, а макияж делает Шевчук. В результате на сцену выходит пятиглавый дракон. Рокеры хоть и ходят всю жизнь в рваных джинсах, зато отвечают за свои слова. В "Браво" сложилось так, что музыку пишу я сам. Поэтому нас можно назвать и рок-н-ролльной, и поп-группой, кто как хочет.
- Ты сказал о стиле "Браво". Жанна была самой экстравагантной. Эпоха Сюткина - это оранжевый галстук. А кто придумал ваши теперешние яркие костюмы в стиле 60-х?
- У этих костюмов довольно интересная история. Пять лет назад я первый раз побывал в Лондоне и нашел там замечательный магазинчик под названием "Ларок". В свое время его совладельцами были Мальком Маклоран и Вен Вествуд. Они торговали модной одеждой для мотоциклистов - футболками, кожаными куртками, а также гелем для волос. Потом этот магазин был продан фирме, торговавшей ковбойско-мексиканскими изделиями, и, в конце концов, там появилась эта одежда в духе 60-х годов. Что очень близко нашей стилистике - пост-«Битлз», гитарной романтике. Я притащил туда всю группу, и каждый выбрал себе то, что ему нравится. Приближается эпоха танцевальной музыки. Никому не интересны личности в серых костюмах, однообразно мыслящие, играющие занудную музыку.
- Кому бы ты мог доверить судить свою музыку и всю историю "Браво"?
- Никому, кроме себя. Кто может написать об этом лучше, чем я? Если такая книга появится, то она будет написана только мной, а она появится очень скоро. Сейчас я готовлю материал. Это будет познавательно-развлекательный комикс о пятнадцатилетней истории группы "Браво".
Юлия Гончарова ("Антенна", 1998 г.)
Роберт Ленц
Появления в "Браво" нового солиста все ждали с особым волнением... Теперь все единодушны: Роберт - одно из очень удачных приобретений группы...
По праву одним из самых обаятельных и красивых мужчин нашей эстрады считается Роберт Ленц. И пусть гремят модные забойные ритмы - романтические напевы никогда не выйдут из моды. А "Браво" многие давно уже окрестили самой романтической группой страны.
Всю жизнь Роберту не давало покоя его необычное (и, заметим, крайне романтическое) имя. Один его приятель, Паша Кузин, в шутку называл его Роботом, а в школе у него, как у всякого ученика, было полно всяких кличек, но их Роберт не выдает: " Все! Хватит! Я школу 16 лет назад закончил. Не хватает, чтобы ко мне опять все эти прозвища приклеились!"
Самые нежные воспоминания сохранились у него о детстве. Оно прошло в бесконечных путешествиях. Еще бы, родители у Роберта были геофизики - и таскали они свое единственное чадо в разные командировки и экспедиции. Ну а в 7-м классе он создал свою первую группу. С нею связаны первые конфликты с администрацией. Педагогам не нравилась шум и ужасная громкость, исходящая от коллектива. Приходилось переносить репетиции на поздний вечер. Та, первая, группа Роберта Ленца не имела своего названия, но радовала всю школу исполнением песен рок-классиков. Своего ребята еще не играли. Это, впрочем, не мешало им быть самыми популярными персонажами во всей школе. А тут и первая любовь подоспела. Первый роман был у Роберта в 9-м классе. Девушку, покорившую его сердце, звали Люба. Именно ей посвящал Роберт свои первые творения. Закончилось все банально - он ушел в армию, чувства девушки не выдержали разлуки, и, вернувшись, Роберт обнаружил, что любовь ушла.
Подростковый период он пережил без особых проблем. Но редким везением считает полное отсутствие прыщей и различных комплексов. "В это время всех терзала одна мысль - очень хочется познакомиться поближе с девчонками, но ты чувствуешь, что еще слегка недорос."
Учиться, по собственному признанию, любил. Если только предмет нравился. А нравился ему в ту пору только английский язык. Старания в этом предмете были отмечены высшей оценкой в аттестате. Больше особенно обожаемых предметов не было. Правда, еще нравилась математика. И только с химией отношения не сложились с самого начала. В последнем классе Роберт понял, что так ничего и не понял за все годы его изучения, и просто перестал посещать этот предмет, дабы не нервировать учителя. Фортуна оказалась к нему благосклонной на выпускном экзамене, где, чисто случайно смешав в пробирке два ингредиента, он получил нетвердую "3", что при его познаниях равносильно "6". Также ему очень нравилось учиться в 10-м классе. Он изобрел новый способ изучения школьной программы: "Я понял, что можно прогуливать не весь день, как я обычно делал, а только отдельные, совершенно мне неинтересные (то есть - почти все) предметы".
В последний год учебы Роберт со своим старым приятелем впервые познакомились не с кем-нибудь, а ... с КГБ. Произошло это из-за музыки. В декабре московская молодежь решила устроить митинг памяти Джона Леннона. Провести его предполагалось на Ленинских горах. Толпа собиралась неимоверная. И вот на выходе из метро Роберта забирают в отделение двое милиционеров. Приятеля тоже "взяли", только на другом выходе. Тогда, кстати, до места встречи не дошел практически никто. Все были доставлены в отделение, что находилось в здании МГУ. Там уже сидела не одна сотня человек. У всех переписали данные и отпустили по домам. Через некоторое время школу, где учился наш герой, посетили серьезные люди в пиджаках, разговаривавшие спокойным, но строгим голосом. Слава Богу, все обошлось.
А кроме музыки было еще несколько вещей, серьезно претендовавших на его свободное время. Во-первых, спорт. С 12 лет он серьезно занимался водными лыжами. Чередовать тренировки и игру в группе становилось все сложнее, и к 16 годам спорт он бросил. "Передо мной встал выбор - что дальше? Идти в большой спорт, получать "мастера" мне не хотелось. К тому же я выглядел переростком среди 12-13-летних, только пришедших ребят, - вспоминает Роберт. - Кататься же я не бросил до сих пор, и каждое лето обязательно проделываю пару крутых таких виражей".
Сразу после школы он пытался, без особого, правда, желания, поступить в Нефтяной институт. Попытка провалилась, он ушел в армию, где попал в пожарную команду, после чего желание получать дальнейшее образование исчезло окончательно, и он начал заниматься только музыкой...
Сейчас 33 года. И хотя по гороскопу Роберт - Стрелец, он производит впечатление очень спокойного, умудренного жизнью человека.
По долгу профессии старается слушать все новинки музыкального рынка и делает это в основном в машине, во время пути. Сейчас один из его любимых альбомов - оркестровая обработка самых известных вещей Led Zeppelin. Самые любимые альбомы вскоре после автомобильного тестирования перекочевывают из машины в домашнюю фонотеку. Так было, например, с группой Prodigy, которая, по мнению Роберта, сейчас является одной из самых интересных и экспериментальных команд. Правда, интерес к Prodigy никак не влияет на его отношение к различным дискотекам - их он не любит, предпочитая им игру в бильярд.
Сам Роберт считает, что в душе он такой же 16-летний, каким был когда-то, парень, и поэтому предпочитает общаться с людьми гораздо его моложе. Ненавидит пафос и очень радуется, что избежал звездной болезни.
А еще Роберт очень любит смотреть кино и одним из своих любимых фильмов называет "День сурка" с Биллом Мюрреем.
Свою личную жизнь он охраняет очень тщательно, но специально для читательниц журнала "Cool Girl" сообщил, что без ума от Кайли Миноуг и актрисы Мэг Грайси. Девушки его мечты!
Еще он очень любит свою машину, ненавидит пробки и стояние в очереди. А самым главным в жизни считает не быть хамом и никогда не "говорить "гоп", пока не перепрыгнешь"...
Cool GIRL (Моя звезда), 1997 г.
Отредактировано Marionika (Сб, 28 Мар 2009 19:27:32)